четверг, 6 марта 2014 г.

"Вот это, наверное, была бы практически идеальная школа" (Смирнов П.В.)

Сегодня мы беседуем с Петром Валентиновичем Смирновым - преподавателем химии и биологии компании "Дистанционный репетитор".

 - Как Вы пришли в онлайн-образование?

- В онлайн-репетиторство я пришел по необходимости. В моей очной практике стали возникать такие ситуации, когда необходимо было решить какую-то проблему или проконсультировать сию минуту. Так я стал осваивать интернет. Но регулярные онлайн-занятия появились с развитием  программы MSN, Skype. Затем я познакомился с В.А. Кузьминым и оказался в компании «Дистанционный репетитор». Именно здесь я познакомился с очень интересными и увлеченными людьми.  Митюхиной Оксаной Сергеевной, Юзеевой Мариной Юрьевной, Матыкиным Вячеславом Юрьевичем, Павловой Светланой Александровной и многими другими. С некоторыми мы благодаря конференциям знакомы очно, с некоторыми только виртуально. Это была команда творческих и очень интересных людей. Мы не всегда понимали, как это должно быть дистанционное обучение, но в процессе двигались  вперед,  учились друг у друга. Не знаю, как остальные, я ловил от этого процесса просто кайф.  Я многому научился за эти годы, многое взял на вооружение в своей работе, смею надеяться, что и мои мысли кому- то в чём- то помогли.

- Как изменилась Ваша жизнь благодаря онлайн-занятиям?

- Дистанционные занятия сначала отобрали у меня всё свободное время. Не помню, когда я так готовился к занятиям. Очные – тут всё отработано до мелочей, а вот дистанционные…  Тут книжечку с полочки не возьмёшь, это книжечка в памяти компьютера должна быть, а лучше не книжечка, а что-то лучшее, и понеслась. Сканер – лучший друг. За то теперь, у меня все, что необходимо к занятиям есть, конечно, каждый год, что-то добавляется, что-то устаревает, но база уже есть. И теперь свободного времени стало больше. Дистанционное обучение это сказка  как для преподавателя, так и для ученика. Преимуществ много, прежде всего это не надо никуда ехать и не надо никого у себя принимать. Это очень важные вещи, кто работает в нашей профессии, меня поймёт.

- Какие цели Вы ставите перед собой?

- Меня часто спрашивают: «Какие цели Вы ставите перед собой? Является ли  дистанционное обучение прибыльным? Что важнее для Вас прибыль или возможность самореализации?»
Цели…  О целях хорошо думать, когда тебе 20-30 лет, когда за 40, но таки голубая мечта, это полностью перейти только на дистанционное обучение, но пока мечта. Ещё хочу, но пока просто не хватает времени и сил, сделать хорошие дистанционные курсы, по химии и биологии. С хорошей графикой, виртуальной химической лабораторией, игровыми заданиями, и т.д. и т.п. Но это мечта ещё более голубая. Потому как совместить эту затею с работой в вузе и репетиторством, я пока не представляю как.
С точки зрения прибыли,  дистанционное обучение не уступает очному, другое дело, что пока ещё есть настороженность в отношении к ДО, но она уменьшается с каждым годом. Репетиторство для меня  - это один из основных заработков, поэтому  получение прибыли стоит на первом месте. Но именно дистанционное обучение, а точнее, общение с преподавателями, которые им занимаются, для меня очень важно.
С 1995 по 2010 я занимался научной деятельностью. В 2010 в силу многих обстоятельств я остановился в этом направлении. И не буду лукавить, мне не хватает этой работы. Поэтому я очень обрадовался, когда компания «Дистанционный репетитор» решила организовать научную конференцию «Взгляд из настоящего в будущее». Сказать, что я получил удовольствие от конференции, это ничего не сказать. Я участвовал во многих научных конференциях, и как участник, и как докладчик, но такой атмосферы, которая была на нашей конференции, не было нигде. Скажу больше, одной из основных причин, почему я ушел из науки, была как раз  атмосфера. Научный мир напоминает банку с пауками, вот от этой банки я устал. Наша конференция - это был просто глоток свежего воздуха. Абсолютная доброжелательность, споры, но это те споры, где рождается истина, а не споры, где каждый хочет просто показать себя, что очень часто происходит на  научных конференциях. А со сколькими интересными людьми я познакомился на конференции. В общем, это была не конференция, а сказка.  Она очень многое определила, как надо и как не надо работать дистанционно.

- Вы участвовали в круглом столе в Государственной Думе, как Вам кажется, будут ли перемены по отношению к дистанционному обучению в вузах? Насколько быстро стоит ожидать перемен? Возможно ли, полное дистанционное обучение по всем специальностям?

- Что касается применения ДО в вузах я бы сказал, что это очень перспективно, и зарубежные вузы тому в пример, но в России это дело будущего. Сейчас этим практически некому заниматься. Посудите сами, средний возраст преподавателя вуза, уже перевалил за 65 лет, этим людям в большинстве своём ДО не осилить, хотя есть и исключения, но в масштабе страны этого маловато. Нам бы наскрести вообще преподавателей, а то скоро лекции читать не кому будет. А так ДО не имеет ограничений. Там где говорят, что ДО невозможно, это оно сию минуту невозможно, но через пару лет уже будет возможно, вопрос техники и ПО.

- Ваше отношение к ЕГЭ?

- Сейчас у нас эра ЕГЭ, причем это касается не только России, но и практически всего мира. Эта система введена не от хорошей жизни, имеет кучу недостатков, и везде, где она в той или иной степени принята, она вынужденное ЗЛО. Но альтернативы ему пока нет. В перспективе, мы должны возвращаться к советской системе экзаменов, но вот только отдавать права приёма обратно в ВУЗы нельзя. Думаю, что пора вернуться к мысли, что высшее образование оно таки дано не каждому, нужно поднять престиж студенчества, хотя бы до уровня 90-х годов прошлого века. Стать студентом должно быть на много сложнее, чем сейчас. Думаю, что тут два выхода, или обязательное среднеспециальное образование, т.е. система школа, техникум, вуз. Или введение подготовительных отделений. Мне больше нравится первая. Но то, что есть сейчас, это путь в никуда.

- Как изменились ученики за время вашей работы?

- Я занимаюсь репетиторством с 1991 года и могу утверждать, что уровень ОБРАЗОВАННОСТИ учащихся падает с каждым годом. Поэтому прямой переход школа – вуз - это анахронизм, и чем быстрее это дойдёт до высших сфер, тем лучше. Но образовательная машина у нас очень неповоротлива, и когда это будет, я не знаю.

- В какой школе Вам хотелось бы учить Ваших детей? У Вас есть образ школы-мечты?

- Школа-мечта…  Хороший вопрос. Это симбиоз советской и французской, финской и японской школы. От нашей - учителей и методики преподавания, от французов - техническое обеспечение и учебные пособия, от финской школы – много вариантность и творческое решение конкретных образовательных задач,  от японцев - дисциплину и отношение учеников  к учителю и учителя к ученикам. Вот это, наверное, была бы практически идеальная школа.

- Чтобы вы пожелали тем учителям, кто хочет зарабатывать больше и готов работать именно в области репетиторства? Чтобы посоветовали?

- Преподавателям, которые только постигают азы ДО, я бы посоветовал главное, не бояться ничего нового, и всё время учиться.  Как говорил один очень умный человек: «Главное ввязаться в драку, а там посмотрим!».

- Ваши пожелания компании «Дистанционный репетитор».

- Компании «Дистанционный репетитор» я прежде всего хочу пожелать МИРА. Нескромно могу сказать, что был практически  у  её истоков. Единственное, что мешает компании -  это умение находить компромиссы, или нет, я бы даже сказал, это неумение не доводить дело до такого состояния, когда их нужно искать. Это самое главное. И второе совмещать, как это было в самом начале бизнес и творчество. Это очень трудно, но это то, что отличало компанию от других, нельзя чтобы это погибло. Ну и ещё одно, пожалуй. Помнить одну простой закон бизнеса. Кадры, которые, как известно, решают всё, должны быть ещё и грамотно расставлены. И тогда процветание не сможет обойти Вас стороной.
Всегда онлайн,  Петр Смирнов.

Благодарим Вас за интервью, Петр Валентинович! Ждем на 4-ую конференцию «Дистанционное обучение: взгляд из настоящего в будущее».


Комментариев нет:

Отправить комментарий