понедельник, 27 января 2014 г.

Дистанционное преподавание: общие проблемы и личный опыт.


Авторы статьи преподаватели компании "Дистанционный репетитор" Басов Игорь Иванович, канд. истор. наук, Армавирская государственная педагогическая академия, г. Армавир.Шнайдер Владимир Геннадьевич, д-р, истор. наук, Филиал Кубанского государственного университета в г. Армавире.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития дистанционного преподавания в России, как формы педагогического фриланса. Развитие информационных технологий в образовании, личностно ориентированная модель обучения, возможности дистанционного обучения, востребованность этой формы образования и региональная специфика контингента потребителей услуг дистанционных преподавателей входят в круг изучаемых авторами проблем. В заключительной части статьи авторы делятся собственным опытом дистанционного преподавания истории России и Обществознания.

Востребованность дистанционного образования во всем мире с каждым годом растет. По мнению многих специалистов, существующая система образования становится недостаточно эффективной, скучной и неповоротливой. До начала эры информационного общества человек учился для того чтобы работать, сейчас работает и учится одновременно.

Современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века - за всю жизнь, только в сети Facebook ежемесячно выкладывается в открытый доступ 30 млрд. новых источников информации. По данным International Data Corporation, до 2020 г. количество данных в мире будет удваиваться каждые два года [1], а после этого, надо полагать, период удвоения станет менее двух лет. Это может породить непреодолимые проблемы для такой консервативной формы организации образовательного процесса как школьное обучение.
Что же делать? Что же способно, хотя бы в некоторой степени модернизировать существующую систему образования, сделать её более персонифицированной? Не возьмемся говорить обо всех или даже многих способах. Затронем лишь один.
Такие понятия как «дистанционные образовательные технологии» и «сетевая форма реализации образовательных программ» встречаются в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» около 20 раз. О дистанционном образовании упомянуто в трех статьях [2, Статьи 13, 16, 91], в том числе, статья №16 касается его непосредственно, и называется «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [2]. Пункт 2 статьи №13 данного ФЗ допускает в реализации образовательных программ использование различных технологий, в том числе дистанционных, а также электронного обучения.
Статья 16 Федерального Закона «Об образовании», в ряду прочего, дает определение понятия «дистанционные образовательные технологии». Под ними подразумеваются такие образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2, Ст. 16].
Таким образом, долго обсуждавшийся и не единожды дорабатывавшийся и перерабатывавшийся Закон об образовании, расставил многие точки над «i», в том числе и в такой проблеме как информационные технологии в образовании. Физические границы образовательного пространства, по-существу, исчезли.
Впрочем, немалая часть принимаемых законов разрешает, допускает или фиксирует те нормы социальных отношений, которые к этому моменту уже сложились в обществе. Также обстояло дело и с дистанционным обучением.
Недостаточная личностная ориентированность классной системы обучения, уже упоминавшаяся консервативность средней школы, а также более высокие требования к собственным знаниям отдельных учеников, рассчитывающих на поступление в престижный вуз, стали теми основаниями, которые не позволили умереть некоторым формам домашнего обучения (позволим себе этот термин) даже в советские времена. Репетиторы существовали и тогда. То есть, они существовали, потому что в них была потребность. С развитием IT появляется такое понятие как «педагогический фриланс».
Если обратиться к уже упоминавшемуся закону об образовании, то под образовательной деятельностью он понимает реализацию образовательных программ [2, Ст. 2]. В этом смысле дистанционное репетиторство является дополнением к государственной системе образования, что, кстати, прослеживается в размышлениях некоторых исследователей этого феномена, например, в статье И. Русецкой «Педагогический фриланс: прошлое,настоящее, будущее» [3]. Наиболее важные соображения, изложенные в этой работе, сводятся к следующему:
1.       Домашнее обучение в прежние годы, например, в России в досоветский период, было тем способом образования, чьи функции сегодня выполняет дистанционное обучение.
2.       Среди причин, по которым педагоги уходят во фриланс, названы финансовая независимость, свободный график, бóльшая свобода для творчества.
3.       Сегодня, даже если преподаватели-репетиторы работают очно, они все равно в известной степени используют IT.
4.       Сегодня количество учащихся различных электронных курсов в мире насчитывает примерно 100 миллионов человек и растет невероятными темпами – до 800 % в год.
5.       Рынок репетиторских услуг в России год от года растет: по результатам исследования компании inFOLIO Research Group, на 2012 год объем данного рынка составлял 26,2 млрд. рублей, что оказалось на 13,9% больше, чем в 2011 [3].
Следует подчеркнуть, что материал, цитируемой статьи, был обнародован 30 сентября 2013 г. и подготовлен с использованием данных, предоставленных автору генеральным директором компании «Дистанционный репетитор»  Светланы Александровны Павловой и менеджера проекта, основателя DisTTutor Владимира Александровича Кузьмина.
Теме педагогического фриланса, положительным сторонам и некоторым сложностям современного дистанционного обучения посвящены и другие статьи и размышления [4,5].
Наступлению эры интернет-обучения и росту значимости этой формы получения знаний, например, посвящены статьи О. Морозовой, Франса ванн дер Реепа и Н. Савицкой [6,7,8].
Особое место в развитии дистанционного обучения в России сыграла заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО, доктор педагогических наук, профессор Евгения Семеновна Полат, которой, к сожалению, уже нет с нами.
В статье о Е.С. Полат на странице сайта «Педагогическое сообщество учебного проектирования» отмечено, что под руководством Е.С. Полат и при ее личном участии с 1993 по 2006 гг. был создан ряд научных работ, которые отразили принципиально новый подход к системе образования, в том числе «Теория и практика дистанционного обучения» (2004), «Педагогические технологии дистанционного обучения» (2006), «Интернет в образовании» (2006) [9].
Изучая возможные варианты развития образовательной ситуации к 2030 г., любопытный прогноз делает Агентство стратегических инициатив (АСИ).
Основные черты схемы будущего образовательного процесса видятся АСИ, примерно, так:
1.     Система образования, которая создавалась для нужд индустриального общества и преодоления массовой неграмотности станет окончательно неактуальной;
2.     Крайняя степень персонификации образования;
3.     Портфолио вместо отметок;
4.     Непрерывность образовательного процесса, основанного на органичной связи школы и университета, а также на том, что ученик, наконец, по-настоящему станет субъектом образовательного процесса;
5.     «Университет миллиардов» – победа IT и наиболее квалифицированных специалистов мира над технической отсталостью и ксенофобией. В сущности, АСИ предрекает победу дистанционного образования над традиционным [10].
В этой же статье используются такие красивые и, можно сказать, манящие понятия как «Алмазный букварь» и «Точка бога». Первое из них обозначает персонально ориентированный учебник, а второе – достижение такого состояния развития информационного общества, когда 100% письменной информации окажется в сети, и она будет доступной в любой точке мира.
В период освоения авторами этой статьи того, что называется дистанционным преподаванием, первое яркое впечатление на них оказала книга Мэтью Мердока и Трейтона Мюллера «Взрыв обучения» [11]. Не менее значимыми событиями этого же ряда стали книги Нэнси Дуарте [12] и Джули Дирксен [13], а также некоторые другие [14].
То есть, как мы видим, проблема поиска новых форм и методов обучения – это проблема весьма актуальная. И это, во-первых. Во-вторых, одним из направлений этого поиска стало дистанционное обучение, и произошло это уже относительно давно. В-третьих, на Западе и в России ширится число исследователей дистанционного обучения, равно, как и число лиц, занимающихся этой деятельностью практически. И, в-четвертых, дистанционное обучение вошло в отечественное образовательное пространство не только де-факто, но и де-юре [См., напр., 2, Ст. 16].
Сказанного выше достаточно, чтобы понять изрядную часть побудительных мотивов, которые привели нас к практической деятельности в области дистанционного преподавания. В нашу задачу не входит описание маркетинговых механизмов этого процесса, поэтому ограничимся только констатацией факта. На наш взгляд, наиболее авторитетной и продвинутой в этом отношении компанией является ООО «Дистанционный репетитор». Сотрудничество с этой организацией связывает нас с 2010 года. Поэтому в дальнейшем, при анализе каких-либо трендов или статистических данных, мы будем опираться на сведения, полученные нами из личного опыта и в результате сотрудничества именно с этой компанией.
В России дистанционное обучение в настоящее время достаточно распространено в сфере подготовки школьников к итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). В нашей статье мы будем опираться на опыт работы, главным образом, с этой категорией обучающихся.
Прежде всего, необходимо отметить, что большинство учеников, пользующихся услугами дистанционных репетиторов, это жители Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Они составляют примерно 60% из общего числа тех, с кем нам приходилось работать. Это можно объяснить большей информированностью жителей столичных регионов, меньшей степенью консервативности их взглядов на систему образования в сравнении с провинциалами, а стало быть и большей склонностью к новациям. Довольно высокая доля москвичей и петербуржцев среди потребителей услуг дистанционных преподавателей может рассматриваться как ещё одно подтверждение перспективности этого сектора услуг. То есть, мы имеем в виду то обстоятельство, что все новшества (различные идеи, мода, поведенческие и культурные новации, популярность произведения, жанра или отдельного лица, технические новинки и т.п.), которые со временем «покоряли» всю необъятную Россию, вначале проходили проверку в столицах. И в данном случае мы можем утверждать, что такая форма педагогического фриланса, как дистанционное преподавание, в течение четырех последних лет проходит эту проверку весьма успешно, всё более энергично наращивая свои мощности, и вовлекая в сферу дистанционного обучения всё большее число преподавателей и учеников.
Успех дистанционного преподавания, скажем, в Москве объясняется не только относительной прогрессивностью мышления жителей столицы. Есть мотивы и вполне материальные. Средняя стоимость услуг дистанционного репетитора в полтора-два раза ниже московского очного репетитора, к которому нужно ехать часа полтора в другой конец города, а потом ещё и возвращаться затемно. При этом родителям неизвестно, на каком уровне проходят занятия, если репетитор не приезжает домой (такие варианты бывают, но они особо дороги в оплате). В случае с дистанционным репетитором мамам не приходиться переживать о том, в какой части Москвы в данный момент находится их дочь-подросток. Она сидит в соседней комнате. Вместо поездки на метро, она отдохнула после школы, пообедала и слушает объяснение нового материала преподавателем из Воронежа, Волгодонска, Ельца, Ярославля, Армавира и даже Минска или Киева. Да, не всегда из Москвы, но квалификацией ничуть не ниже и с опытом ничуть не меньше, чем у многих столичных репетиторов, нередко, вчерашних студентов и позавчерашних провинциалов. А среди тех, кто трудится в провинции и включается в деятельность дистанционного преподавателя, немало учителей высшей категории, заслуженных работников образования различных уровней, преподавателей колледжей и вузов, имеющих ученые степени. И при этом родители всегда могут послушать, что рассказывает и посмотреть, что показывает дистанционный репетитор, а дочь или сын при этом сидят рядом. Они отдохнувшие, сытые и в домашних тапочках. Если не устраивает уровень преподавания, от услуг дистанционного репетитора морально легче отказаться и найти другого. Это обстоятельство, кстати, «работает» и в обратную сторону.
К услугам дистанционных преподавателей прибегают не только те, кто готовится к сдаче ЕГЭ или ГИА, но и те, кто учится по индивидуальному графику, чаще всего, находясь на домашнем обучении. В числе потребителей услуг дистанционных преподавателей те, кто проживает за рубежом, но не теряет связь с образовательной программой российской средней школы по особо важным для своего будущего предметам, или, что тоже было несколько раз, обучается в одной из российских школ на экстернате.
Авторы данной статьи являются преподавателями истории и обществознания. Это обстоятельство необходимо учитывать, поскольку в дальнейшем, когда мы будем говорить о цифрах, процентах и соотношениях, то это будет относиться, главным образом, к контингенту учеников, занимавшихся и занимающихся историей России и Обществознанием.
Исходя из нашего опыта, потребителей услуг дистанционного обучения (ДО) по месту их проживания можно разделить на три наиболее крупные группы: Москва и Санкт-Петербург – 56%, остальные регионы России – 32%, ученики, проживающие за рубежом РФ – 12%.
Большинство учеников это старшие школьники: 10-11 класс - 70% от общего числа. Ученики 8-9 классов, готовящиеся к ГИА, составляют 16%; младшие школьники 5-7 класс - 4%; взрослые, старше 20 лет, примерно 10%.
По продолжительности обучения 46% составляют те, кто занимается полтора-два года, 28% - один год и 26% - полгода. К истории России готовятся - 33% учеников, к Обществознанию - 56%, к МХК и Всеобщей истории - 11%.
От преподавателя, решившего начать работу в сфере дистанционного обучения, помимо педагогического опыта на предшествующем месте работы потребуется приобретение новых знаний, освоение новых методик и подходов.
Если говорить о дистанционном репетиторстве, то здесь важно помнить, что основа вашей работы – это школьная программа. В нашем случае по отечественной истории и обществознанию. Спорные вопросы, сенсации или псевдо сенсации, третьестепенные детали личной жизни исторических личностей и что-либо другое из этого же ряда следует исключить или свести к минимуму. Всё это имеет смысл только тогда, когда это хоть каким-то образом связано с ЕГЭ или ГИА.
Многообразие школьных учебников по истории и обществознанию, возникшее в предшествующие два десятилетия, неизбежно ставило нас перед выбором какой-то одной, наиболее предпочтительной, на наш взгляд, линии учебников. По истории России мы остановились на учебниках А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, по Обществознанию на учебниках под общей редакцией Л.Н. Боголюбова издательства "Просвещение". Кроме содержательной стороны, они привлекли нас комплектом рабочих тетрадей, электронным сопровождением отдельных периодов и доступностью в магазинах. Тем, кто сегодня решит начать заниматься дистанционным преподаванием истории, мы советуем дождаться новых, разработка которых ведется по инициативе Президента РФ. Либо, если уж очень не терпится, хотя бы иметь это в виду.
Что представляет собой набор материалов, например, к одной отдельной теме курса истории России в нашей версии? Прежде всего, необходимо сказать, что количество тем в нашем курсе (в реальности – в двух курсах) не идентично числу параграфов, глав или разделов соответствующей линии учебников, но строго с ними соотнесено. Такой подход определяется наиболее вероятным количеством возможных уроков, которые мы сможем провести для подготовки ученика, например, к ЕГЭ. Также есть и минимум, ниже которого это число не может снизиться без ущерба качеству. Таким образом, число тем для подготовки к ЕГЭ по отечественной истории в самом оптимальном варианте составляет 70. С учетом того, что наиболее вероятное количество рабочих недель в году составляет 35, и самым распространенным вариантом графика занятий ученики избирают два урока в неделю, мы получаем 70 занятий в течение года. Рекомендуем иметь небольшой запас который необходим на непредвиденные обстоятельства, по которым часть занятий может пропасть, а если этого не произойдет, то посвятить их дополнительному тестовому тренингу в конце курса или повторению особо сложных тем.
Экспресс-курс, нередко используемый нами для подготовки к ГИА или для работы с теми, кто оставляет на дополнительные занятия последнее полугодие своей школьной жизни, составляет 39 тем. Это тот самый минимум.
Для организации эффективного учебного процесса на каждом уроке, по каждой теме нами используется презентация, которая выполняет несколько функций: планирование урока, наглядное представление материала, изложение фактов. Объем различных презентаций колеблется в пределах от 25 до 70 слайдов. Таким образом, для того чтобы работать с учениками дистанционно нами было подготовлено 70 презентаций по различным периодам (темам) истории России, общим объемом, примерно 3 тыс. слайдов, 125 темам по Обществознанию, примерно такого же объема. Кроме того, была собрана обширная коллекция флэш-роликов и флэш-заданий, аудио- и видеороликов, документов. Всё это материалы, которые ученик может прочитать, послушать и посмотреть самостоятельно в дополнение к изученной теме. Флэш-анимацию можно использовать и на уроке. Ролики по продолжительности короткие, редко более 4 минут. Их можно остановить, прокомментировать, они разнообразят урок, делают его более живым.
Еще одним обязательным элементом является разработка и подготовка заданий для работы на уроке и выполнение домашнего задания. Первый уровень сложности - это решение задач из школьных рабочих тетрадей по предметам. Более высокий уровень - это решение заданий типа «В» и «С» тестов ГИА или ЕГЭ.
Нами собрана большая коллекция дополнительных материалов по отдельным темам. Задания подготовлены в текстовом формате, а также переведены нами в электронные аналоги с использованием возможностей программы iSpring. Описание всех достоинств этого программного продукта, уже относительно давно зарекомендовавшего себя на отечественном рынке образовательных услуг с наилучшей стороны, не входит в нашу задачу. Кому это будет интересно, тот сам сможет установить программу и месяц бесплатно тестировать её. Скажем только о наиболее важном. Программы семейства Ispring встраиваются в набор инструментов программы Power Point, делая и без того мощный электронный продукт, ещё более функциональным. Ленты времени, вставки роликов прямо из Интернета, необычный формат презентаций, опросники и тесты – вот то, что мы используем наиболее часто. Сейчас нами разрабатывается система домашних заданий на базе вопросов ЕГЭ и ГИА по каждой из 70 тем по Истории и 125 тем по Обществознанию. Проверка заданий будет осуществляться автоматически, а результаты будут высылаться на наши электронные адреса, также автоматически. И самое важное – в этом нет ничего нового. Но многие ли об этом знают, умеют пользоваться и пользуются? В конечном счете, все это только инструменты, которые не снимают двух наиболее важных дидактических вопросов: «чему учить?» и «как учить?»
Ответы на эти вопросы каждый должен найти сам, не исключая даже того, что они окажутся, скорее всего, давно уже кем-то найденными.
Например, преподаватель может выступать организатором, создавать атмосферу урока, а учиться ученик должен сам, соответственно своему уровню. Меньше говорить - больше разбирать и слушать. Ученики должны рассказывать преподавателю новый материал, а он - слушать, задавать вопросы, уточнять, дополнять. Эта методика имеет свое название - Перевернутое обучение. Как правило, ученику нужно дать ответ или на какой-то конкретный, узкоспециализированный вопрос, или объяснить общие закономерности, связи. Обычные исторические факты они могут найти самостоятельно. Те педагогические инструменты, которые мы собрали, нужны для того чтобы преподаватель мог моделировать урок, делать его более индивидуальным, соответственно потребностям ученика. Как конструктор собирать из модулей. Презентация-лекция ─ это основа, все остальное индивидуально. Урок со стороны должен выглядеть так, как будто вы к нему не готовились, как будто ученик все делает сам, а вы достаете какой-то, казалось бы, случайный материал. Но за этим «как будто» в действительности стоит большая работа.
Это лишь один из вариантов занятия.
Дистанционное преподавание, особенно если говорить о репетиторстве, основано на индивидуальном подходе. И общим рецептом здесь может быть только то, что общего рецепта нет. Кому-то больше подходят лекции, кому-то больше подходит диалоговая форма изучения материала, кто-то нуждается в «подтягивании» отдельных тем, кому-то просто нужен грамотный тьютор, а кому-то и интересный собеседник. Два последних варианта касаются, чаще всего, уже взрослых людей, не преследующих ярко выраженных карьерных целей. По крайней мере, знание истории для них не является жизненно необходимым. Они никуда не поступают, они уже нигде не учатся. Просто они хотят стать более эрудированными. Нередко за этим мотивом скрывается ещё какой-то, но они не всегда о нем говорят. Это очень немногочисленная, но весьма интересная для будущих исследователей категория потребителей услуг дистанционных преподавателей.
В заключение необходимо отметить, что услуги дистанционных репетиторов, по существу, являющиеся педагогическим фрилансом, не следует смешивать или тем более отождествлять с дистанционными формами образовательной деятельности, о чем мы сказали в первой части данной статьи. Это можно понимать лишь как дополнение к государственной системе образования. Хотелось бы надеяться, что появление этой статьи станет поводом для обсуждения не только перспектив развития частной преподавательской деятельности, но также и проблем дистанционного образования в России.
Список использованных источников
1.     Постолатий В. BigData шагает по стране// Российская газета. 14.05.2013// http://www.rg.ru/2013/05/14/infa-site.html
2.     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
3.     Русецкая И. Педагогический фриланс: прошлое, настоящее, будущее// The Runet// http://therunet.com/articles/1739-pedagogicheskiy-frilans-proshloe-nastoyaschee-buduschee
4.     Педагогический фриланс
5.     Дети учат взрослых//http://zillion.net/ru/blog/47/dieti-uchat-vzroslykh
6.     Морозова О. Как России придумывали светлое будущее// http://www.kp.ru/daily/26119/3012985/
7.     Савицкая Н. Миллиардеры диктуют моду на образование// http://www.ng.ru/education/2013-02-05/8_moda.html#.URiCM-w1C5u.facebook
8.     Рееп Франс ванн дер. Интренет: песпективы для высшего образования и науки//http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=60630#.Us-qFdJdVXG
9.     Педагогическое сообщество учебного проектирования// Полат Евгения Семеновна/ http://schools.keldysh.ru/labmro/peds/members/polat.htm
10.                       Константинов А., Тарасевич Г. Школа завтра не нужна// Русский репортер// Сцена/ http://rusrep.ru/article/2013/08/28/school?fb_action_ids=10201865811111043&fb_action_types=og.likes&fb_source=other_multiline&action_object_map=%7
11.                       Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения: девять правил эффективного виртуального класса. М.: ООО «Альпина», 2012. 192 с.
12.                       Дуарте Н. Resonate. Захвати аудиторию своей яркой историей. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2012. 264 с.
13.                       Дирксен Д. Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2013. 276 с.
14.        Каптерев А. Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2012. 336 с.; 
15. Лефевер Л. Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2013. Цифровая книга; 
16. Роэм Д. Визуальное мышление. Как «продавать» свои идеи при помощи визуальных- образов. М.: Эксмо. 2013. 300 с.; Он же. Бла-бла-бла. Что делать, когда слова не работают. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2012. 372 с.




Дистанционное преподавание: общие проблемы и личный опыт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий